arrow_back

Что необходимо знать родителям, прежде чем учить ребёнка читать?

Научить ребенка складывать буквы в слова, а слова в предложения – задачка не из простых. На этом нелегком пути от родителей потребуются терпение, аккуратность и последовательность.

Чтобы ребёнок захотел читать, прежде всего, процесс обучения чтению нужно сделать интересным и доступным. 

Приступая к чтению, позаботьтесь о состоянии устной речи малыша: чёткости звукопроизношения, достаточности словарного запаса (при необходимости обратитесь к учителю-логопеду).

Важно понимать разницу между звуком и буквой: буква - это знак, графический символ. Звуки мы произносим и слышим, а буквы  мы видим, читаем и пишем

Учите новую букву тогда, когда ребёнок правильно произносит такой же звук. Пока звуки не исправлены, читая, он может закрепить неверное произношение.

Также, важно знать, что буква одна, но, при её чтении, звука может быть два: в одном случае читаем «М» твёрдо - МАСЛО, а в другом - мягко «Мь» -МЯСО. Поэтому, важно сформировать у ребёнка элементарные фонематические представления (представления  об особенностях  звуков родного языка): какие звуки гласные, какие согласные. А также о том, что согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими.   

Гласные Я Е Ё Ю - это не звуки, а буквы! Они образуются от сочетания звуков: всегда мягкого согласного Й (J) и гласной: 
Й+А=Я,  Й+О=Ё,  Й+Э=Е,  Й+У=Ю.

Согласные называйте кратко: Д - О - М. Если прочтёте слово, называя буквы, то получится: Дэ- О -эМ, или: Дэ- О -Мэ. Воспринимать такое сочетание ребёнку сложно, буква Э здесь не написана и произносить её не надо.

Добивайтесь чтения не по звукам (М-А-Ш-И-Н-А), а по слогам (МА-ШИ-НА). Так меньше загружается кратковременная память ребёнка  и легче усвоить значение слова. Читаем мы не ради чтения, важно понимать прочитанное!

Добивайтесь чтения нараспев, с пропеванием (растягиванием) гласных звуков: ААА-КУУУУ-ЛАААА. Так появляется  слитность чтения. Согласные  (если это не взрывные звуки по способу образования) тоже можно читать протяжно.

Особенно тщательно отрабатывайте чтение слов со звуками, которые дети часто путают, а это: свистящие (С, З) и шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), звонкие и глухие парные согласные (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш). Твёрдые и мягкие согласные. Например, МИШКА-МИСКА, КОЗА-КОСА, ВАТА-ФАТА, УГОЛ-УГОЛЬ. Обязательно уточняйте значение слов, рассматривая предметы, картинки, обращайтесь к личному опыту ребёнка.

Хочу познакомить вас с рекомендациями Татьяны Александровны Ткаченко, автора книг и пособий по обучению детей чтению, заслуженного учителя РФ, отличника народного просвещения, логопеда высшей квалификационной категории.  

Приступая к обучению чтению, помните главное:

  • Не стремитесь к рекордам! Лучше выполнять одно задание и добиться ощутимого результата, чем, пробежаться по нескольким страницам и остаться на прежнем уровне умений.
  • Сталкиваясь с трудностями, не обвиняйте ребёнка! Объясните материал на другом примере или в более доступной форме.
  • Стремитесь к самостоятельности ребёнка, не выполняйте задания для него.
  • Будьте неспешны, собраны, заинтересованы. Ваше состояние невольно передаётся маленькому чтецу!
  • Хвалите ребёнка за любую, даже самую маленькую удачу.
  • Настройтесь на развитие, а не на поучение. Помните, что ребёнок, это не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который нужно разжечь!

 

Желаю вам успехов! Пусть обучение чтению станет радостным и интересным событием в жизни вашего ребёнка!

Составитель:
учитель-логопед ОЦДиК Масленко Елена Валерьевна

Использованная литература:

  1. Т.А. Ткаченко «Подготовка дошкольников к чтению и письму» (издательство Москва, «Владос» 2015г.)
  2. Е. Косинова «Логопедический букварь» (Москва, «Махаон» 2013 г.)