Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет?
С каждым годом, взрослея, ребенок приобретает навыки и умения, свойственные взрослому человеку: сначала появляются эмоциональные реакции на взаимодействия с другими людьми, потом ребенок начинает говорить, ходить, играть и пр. Но в любом возрасте есть те характеристики, которые говорят о том, что ребенок развивается в соответствии с нормой.
Так и для 5-летнего ребенка есть такие моменты, которым родители должны уделять внимание прежде всего: физическое и интеллектуальное развитие, речь и эмоциональная сфера.
Физическое развитие:
Крупная моторика: ребенок 5 лет достаточно хорошо скоординирован, во время физкультурных занятий и игр на улице показывает ловкость, скорость и подвижность. Это период, когда можно достаточно интенсивно приучать к различным видам спорта: катание на велосипеде и роликах, футбол, карате, самбо, танцы и др. Ребята активно играют с мячом, им уже поддаются гимнастические снаряды и упражнения на них. Самое главное, для достижения результатов по развитию хорошей физической формы, — это систематичность.
Ребенок должен уметь:
- Высоко подпрыгивать на двух ногах;
- Прыгать и стоять на одной ноге;
- Бросать и ловить мяч;
- Прыгать на скакалке;
- Лазить по веревочной лестнице;
- Кататься на велосипеде и самокате.
Мелкая моторика: вырезание по образцу, срисовывание, обводка, штриховка объектов и картинок, лепка геометрических фигурок по образцу, аппликация, сборка объектов из деталей лего – все это и многое другое позволяет ребенку развивать мелкую моторику, подготовляет руку к письму.
Познавательная сфера
Память: у 5-летнего ребенка память характеризуется непроизвольностью (реклама, вирусные песни). Лучше запоминает то, что производит на него впечатление и вызывает эмоциональную реакцию.
Важно развивать как слуховую, так и зрительную память, используя для этого различные мнемотехники. Также нужно учить с ребенком стихи, считалочки и использовать игры, в которых есть стихотворные формы.
Внимание. По мере взросления у малышей постепенно увеличивается усидчивость, то есть устойчивость внимания, и возможность его грамотного распределения. В 5 лет ребенок может сосредоточенно заниматься одним делом около 15-20 минут. Как и память, внимание дошкольников избирательно и непроизвольно, а потому взрослые должны развивать у ребенка произвольность внимания и умение концентрироваться, что являются важными компонентами хорошей учебы в школе.
Мышление. В дошкольном возрасте у детей доминирует наглядно-образное мышление. Но одним из важнейших психических новообразований в возрасте 5 лет является формирование словесно-логического мышления, характерного для взрослых. Пятилетка учится выполнять такие мыслительные операции, как анализ, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных отношений.
Воображение. Не секрет, что дети дошкольного возраста обладают развитой фантазией. Они обожают слушать сказки и самостоятельно додумывать сюжет, придумывать различные истории и игры. Обычно у дошкольников, благодаря развитому воображению, быстро получается вжиться в роль и игровую ситуацию. Воображение ребенка проявляется в продуктивных и творческих видах деятельности (рисовании, лепке, танцах, театрализованной деятельности и т.д.), и, конечно, в сюжетно-ролевой игре.
Ориентация во времени и пространстве
С пятилетними детьми можно начинать вплотную заниматься изучением понятия времени: учить названия месяцев, дней недели, времени суток. Зачатую это дается им нелегко, так как дошкольникам трудно воспринимать абстрактную информацию. Нужно постараться, чтобы заинтересовать малыша: использовать наглядные пособия и придумывать увлекательные игры.
Пространственное восприятие детей 5 лет развито достаточно хорошо, однако многие дети путают «право» и «лево». Это нормально, так как мозг малыша продолжает активность формироваться. Считается, что мальчики лучше девочек ориентируются в пространстве, так как у них обычно лучше развито правое полушарие мозга.
Речь
В этом возрасте речь ребенка все больше приближается к речи взрослого человека. Дошкольник в 5 лет должен уметь грамотно строить предложения, склонять части речи, употреблять подходящие предлоги и правильное время. Пятилетки вполне способны составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, используя союзы «а», «и», «но», «чтобы», «потому что», «если».
Словарный запас ребенка 5 лет насчитывает около 2 тысяч слов, в которые также входят и абстрактные понятия. Обычно пятилетние дети могут без труда составить рассказ, описать свойства предмета, дать оценку каким-либо действиям. Улучшается и качество звукопроизношения. Бывает, что в этом возрасте дети не выговаривают некоторые звуки (обычно «р», «л»), в этом случае рекомендуется обратиться за помощью к логопеду.
Эмоциональная сфера
К 5-6 годам эмоциональные реакции ребенка несмотря на то, что все еще переменчивы и непроизвольны, общий эмоциональный становится более ровным. Также дети уже начинают предугадывать какой будет реакция взрослых на тот или иной их поступок, а потому стараются себя сдерживать, их восприятие не так сильно аффективно окрашено, как у ребенка 3-4 лет. Можно обратить внимание на то, как ребенок стал реагировать на отказ родителя купить что-то. 5-летние дети стали легче переносить то, что не всякая игрушка им будет куплена, как и не всякое развлечение доступно. Ребенок эмоционально повзрослел.
Уже в этом возрасте можно занимать ребенка различными упражнениями по развитию эмоционального интеллекта, через которые он постепенно (к подростковому возрасту) научится грамотно воспринимать и понимать чувства и эмоции других людей, а также управлять и использовать собственные.
Материал подготовлен педагогом-психологом ОЦДиК Карпузовой Л.В. при использовании информации сайта center-sozvezdie.ru