Что делать если ребенок протестует?
Протесты начинают появляться у детей с 3-х лет, и проявляются они
по-разному: от капризов и упрямства (у малышей) до негативизма и максимализма (у подростков). Но пока ребенок маленький, протесты можно и нужно минимизировать.
Что же такое протестное поведение?
Детские протесты выражаются в отказе ребенка выполнять привычные действия, слушаться взрослых и следовать общепринятым нормам и правилам, и могут проявляться в нескольких формах. Так детям дошкольного и младшего школьного возраста больше свойственны упрямство и негативизм.
Упрямство – это чрезмерная и неблагоразумная настойчивость, т.е. поведение, при котором ребенок не может отступить от своего намерения, даже если понимает, что оно ошибочно. Никакие убеждения и доводы на него не оказывают влияния.
Негативизм – своеобразный бунт, выражающиеся в демонстративном противлении человека по отношению к другим людям. Ребенок не делает что-то только потому, что его об этом попросили. Но в отличие от упрямства поведение здесь не связано с желанием: ребенок просто протестует против всего, что предлагает взрослый.
Подросткам же больше свойственны строптивость и максимализм в поведении.
Строптивость – своеволие, протест против принятых норм и порядков. И чаще всего выражается как желание воспринимать свою точку зрения единственно верной и правильной.
Максимализм – нежелание идти на компромиссы в каких-либо взглядах, требованиях, поведении. Это ответная реакция психики взрослеющего ребенка на столкновение с реальностью.
Каковы же причины протестного поведения?
Протесты закономерно проявляются во время возрастных кризисов:
3-х лет, 7-ми лет, подростковый (начинается в 10-11 лет). Для каждого возраста – свой стиль отношений с окружающим миром. Любой кризис – это маленькая революция, попытка изменить отношение к себе и расширить права. Протестующий пытается доказать, что способен сам принимать решения и диктовать условия.
Другой причиной протестного поведения является авторитарное, бескомпромиссное поведение родителей. Если они не терпят возражений или не идут на диалог и обсуждение, то их примеру обычно следует и ребенок.
Еще одна причина связана с избалованностью детей, непониманием личных границ окружающих. Если все желания исполняются всегда и сразу, то ребенок не способен принять ситуацию отказа, даже если она логически обоснована.
Протесты могут быть и попытками манипулятивного поведения, которое дети используют для получения желаемого.
Кроме того, протестное поведение может проявляться из-за банальной усталости или плохого самочувствия ребенка (например, сложная адаптация в д/саду или школе, переживания из-за семейных конфликтов, соматических заболеваний и т.п.).
Как же можно помочь ребенку?
С малышом до 4-х лет изменить ситуацию проще всего переключив его с помощью игры (например, кто быстрее оденется, лучше почистит зубы, кто больше соберет игрушек и т.д.). Чаще всего протесты появляются из-за желания привлечь к себе внимание. Пообщайтесь с малышом до появления такого момента. И помните, что планировать распорядок дня следует таким образом, чтобы не провоцировать протесты, т.е. не начинайте игру перед едой, сном или занятиями, чтобы не нужно было прерываться.
Некоторые протесты обоснованы: у детей может быть нелюбимая одежда, еда, постельное белье, книги. Значит, для вашего малыша это важно. Позаботьтесь, чтобы у него была интересная щетка, собственная посуда, удобная одежда.
У ребенка должны быть обязанности, которые не обсуждаются: он идет в детский сад (школу), садится в автокресло и пристегивается, берет вас за руку на улице и т.п. Расставания в детском саду должны быть спокойными и быстрыми.
Некоторые протесты можно и даже нужно удовлетворять для проживания опыта: не хочешь слушать сказку – не слушай, не хочешь смотреть мультфильм – смотри и т.д. (не рисуй, не играй, не гуляй, не ешь, не садись в автобус (пойдем пешком). Ребенок должен узнавать последствия своих действий: скучно, неинтересно, устал от долгой ходьбы. Только в этом случае он начнет понимать, что взрослые правы.
Вот несколько простых правил, соблюдение которых поможет вам справится с «нехочухой».
- Сохраняйте спокойствие, не проявляйте признаков злости или огорчения. Когда вы эмоционально стабильны, вы воспринимаете ситуацию более объективно.
- Задайте ребенку несколько вопросов (не менее 3-х), ответом на которые должно быть «да». Этим вы выведете его из состояния негатива.
- Постарайтесь выйти с ребенком туда, где нет людей, и поговорите наедине.
- Попросите малыша объяснить свой выбор, согласитесь с некоторыми его аргументами и предъявите свои, а затем примите совместное решение.
Помните, детские протесты дают понять взрослым, что перед ними личность, имеющая свои желания и интересы. Не следует давить авторитетом, лучше учите ребенка уметь договариваться и решать вопросы в конструктивном ключе.
Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК
Погодин Валерий Викторович