arrow_back

Чем опасен для ребенка синдром отличника?

Синдром отличника – комплекс психологических особенностей личности, характеризующийся стремлением достичь высоких целей и получить похвалу, одобрение окружающих. У детей проявляется в учебе, спорте, творческой деятельности; у взрослых – в профессиональной карьере, семейной жизни, быту. Общие признаки: постановка заведомо сложных задач, приложение максимума усилий для их решения, потребность во внешней положительной оценке, недостаточная ориентированность на собственные интересы и желания. 

Название синдрома объясняется возрастом дебюта – симптомы начинают проявляться в первые школьные годы, когда учеба становится основной деятельностью для самореализации, самовыражения детей, стремящихся получить одобрение, похвалу взрослых. Синдром отличника более распространен среди девочек – для них более характерна ориентация на внешнюю оценку в сочетании с аккуратностью, усидчивостью, послушностью, эмоциональной привязанностью к родителям. Отчетливые симптомы определяются у учеников начальной школы, менее выраженные могут сохраняться на протяжении всей жизни. 

Людей с синдромом отличника ошибочно называют перфекционистами, основное различие – для «отличников» значима оценка окружающих, а не идеальное выполнение задачи.

Ключевые симптомы синдрома:

  • безумная тревожность из-за учительского отношения и выставляемых оценок;
  • трагическое восприятие малейшей ошибки или неуспеха;
  • крайне негативное «взрывное» восприятие даже правильной и полезной критики;
  • страх перед принятием решений из-за вероятности ошибиться;
  • стремление идеально выполнять домашние задания и сильные переживания, если это не получается;
  • крайне критическое и уничижительное отношение к себе, принижение собственных достижений;
  • высокая требовательность к окружающим, насмешливость и злорадство при выявлении чужих ошибок и недочетов.

Осложнения синдрома отличника развиваются на базе эмоциональной неустойчивости, напряженности и истощенности. В младшем школьном возрасте часто формируются тики, обсессивно-компульсивное расстройство, психосоматические реакции. Обнаруживаются непроизвольные мышечные подергивания, навязчивые действия (мытье рук, перекладывание книг), частые простуды, головокружения, боли. В подростковом возрасте проявляются социальные страхи – боязнь публичных выступлений, творческих заданий, общения со сверстниками. При отсутствии психологической коррекции синдром не ослабевает во взрослом возрасте, осложнениями становятся неврозы и психосоматические заболевания: депрессия, конверсионное расстройство, артериальная гипертония, астма и другие.

Как родителю не допустить усугубление синдрома отличника у ребенка?

Как только родитель заметил синдром отличника у ребенка, он должен действовать незамедлительно:

  • поменьше обращать внимания на приносимые из школы оценки;
  • предъявлять к ребенку посильные для него требования;
  • постоянно демонстрировать ребенку любовь вне зависимости от ситуаций и достижений;
  • предлагать совместный отдых, приятное времяпровождение, позволяющее отвлечься от утомительной учебы;
  • прощать детские ошибки и глупости;
  • не подавлять ребенка своими мнениями, а прислушиваться к нему, учитывать его желания;
  • в разговорах избегать сравнительных и уничижительных фраз, например, «Разве воспитанные дети так себя ведут?» или «Как же ты мне надоел!».

Синдром отличника не разовьется, если ребенок откажется от вымышленного идеального «Я», примет себя реального, если поймет, что в ошибках нет ничего страшного и ненормального. Чем искреннее, непосредственнее, свободнее будет вести себя родитель, тем реже школьник будет стремиться к идеализации себя.   

Материал подготовила Аносова Лариса Николаевна, педагог-психолог ОЦДиК

В статье использовались следующие источники: