arrow_back

Чаще общайтесь

В окружающем нас мире мы идем «нога в ногу» с современными технологиями, более современные технологии моментально вытесняют устаревшие, причем во всех сферах жизнедеятельности общества. Интернет, роботизация накладывают отпечаток на каждого члена общества. С момента рождения ребенок попадает не только в речевую, но и в цифровую среду.

С ранних лет дети привыкают к интерактивным и радио-игрушкам, аудиокнигам и т.д. Дети, одновременно с освоением бытовых навыков, познают навыки, свойственные цифровому обществу. 

Особенно выражено влияние цифровых технологий на речь младших дошкольников. Младший дошкольный возраст является важным периодом для речевого и коммуникативного развития детей, в это время дети активно осваивают лексическое значение слов, учатся сознательно регулировать речевую коммуникацию. Слова, выстраиваясь в предложениях, образуют речевые высказывания.

Важнейшая роль при этом отводится живому общению между взрослыми и детьми в процессах бытового взаимодействия или игр либо в момент беседы на волнующую ребенка тему.

Не стоит недооценивать пользу интерактивных игрушек, приложений, аудиокниг и т.д. Они являются красочным, хорошим подспорьем для родителей в обучении ребенка цветам, формам, а также незаменимы в процессе развития моторики ребенка и т.д. Однако, при всей неоспоримой пользе есть и побочный эффект. Игрушка не в состоянии заменить полноценное речевое общение, которое так необходимо дошкольникам. Различные игрушки-повторяшки, воспроизводя речь самого ребенка, не дают представления о правильной артикуляции и нормированном звукопроизношении. А в случае наличия каких-либо нарушений в произношении, наоборот, усугубляют речевое нарушение ребенка.

Различные игрушки, озвучивающие сказки, интересны и познавательны, но они никогда не акцентируют внимание ребенка на главных героях, их чувствах и переживаниях, а также не объясняют малышу значение новых, впервые услышанных слов.

Нам, взрослым, стоит помнить, что даже лучшие, современные, многофункциональные изобретения не в состоянии заменить полноценное речевое общение с детьми.

Статью подготовила учитель-логопед ОЦДиК Почтарь Л.С.