Безопасность в соцсетях: что должна включать в себя беседа с ребёнком до 12 лет?
Дети и подростки сегодня уже не представляют свою жизнь без Интернета.
Если вы хотите, чтобы ваши дети были в безопасности, необходимо понять, с какими опасностями они сталкиваются, когда выходят в Интернет. Существует несколько категорий угроз.
Социальные угрозы – они связаны с вымогательством или манипуляциями. Часто незнакомец завоевывает доверие ребенка, а затем пользуется этим.
Цифровые угрозы, когда кто-то использует технологии для доступа к данным. Это могут быть вредоносные программы (например, для кражи личных данных) или кэтфишинг. Злоумышленники, притворяясь детьми, скрываются на сайтах, привлекающих детей. Они могут попытаться обманом выяснить у ребенка нужные им сведения, например, пароли или платежную информацию, или вынудить, обманным путем, посетить поддельный веб-сайт. Для защиты от такого типа угроз необходимо объяснить ребенку, как правильно использовать Интернет и установить надежные антивирусные программы.
Кибербуллинг (интернет-травля, моббинг). Это часто происходит со стороны знакомых сверстников в личных чатах и приложениях для обмена сообщениями. Другие дети могут публиковать личную информацию вашего ребенка, что доставляет ему сильные страдания, особенно если такая информация имеет сексуальный характер, например, интимные фотографии. Это может быть уголовным преступлением.
Также дети без присмотра могут сами создать для себя опасные ситуации в сети. Они часто нажимают кнопки или устанавливают программное обеспечение, не понимая последствий своих действий, а также публикуют личную информацию, например, дату рождения или адрес.
Первое, что нужно объяснить ребёнку, это то, что Интернет нужно воспринимать ровно так же, как и улицу. То есть, это вовсе не уютная комната, в которой он находится. В сети ребенка окружают: его друзья, большой объём полезной (и не очень) информации, незнакомые пользователи — «прохожие», а ещё — люди с преступной мотивацией, мошенники, агрессоры, деструктивный контент, «вирусы» и многие другие угрозы. А значит и поведение ребёнка в виртуальном пространстве должно быть построено с оглядкой на правила, которые формируются для поведения ребёнка вне дома.
Важно донести до ребенка, что не все, что он видит и читает в Интернете – правда, и за приятным в профиле образом может скрываться злоумышленник. Расскажите, что нужно быть аккуратным с незнакомцами в соцсетях: не следует добавлять в друзья незнакомых людей, и отвечать им на сообщения или звонки.
Объясните значимость настроек приватности и научите ребенка ими пользоваться. Создайте закрытый аккаунт или ограничьте возможность писать и звонить в профиль незнакомым пользователям, комментировать записи на странице.
Также объясните ребенку, что если он получит сообщения или звонки, которые содержат угрозы, шантаж, опасные для жизни и здоровья предложения, то сначала их необходимо зафиксировать и только после этого блокировать аккаунт злоумышленника, обязательно, рассказав об этом взрослым. Если сообщения продолжатся с других аккаунтов, следует поступить также.
Формируйте у ребенка привычку сохранять конфиденциальность. Объясните, что не стоит выкладывать большое количество информации и детали о себе – адрес проживания, номер телефона, фотографии и видео. Если позвонит незнакомец, то не следует с ним говорить, раскрывать информацию о себе. Следует сбросить как можно скорее и рассказать родителям о произошедшем.
Создайте доверительную и уважительную атмосферу. Необходимо помнить, что негативные мысли и тревогу ребенок может испытать, как после коммуникации со злоумышленником, так и после столкновения с деструктивным контекстом. Научите ребенка сообщать вам, если его что-то пугает или настораживает. Дети могут беспокоиться, что вы просто не поймете их проблемы. Это может произойти в случае с преследованием и травлей – проблемами, которые могут возникнуть как в реальном школьном дворе, так и в цифровом мире. В вопросах подобного рода всегда важно, чтобы дети рассказывали вам о своих чувствах, а вы серьезно относились к их проблемам. Даже если для вас это звучит банально, для них это может иметь большое значение. Ребенок должен чувствовать, что именно в семье ему окажут необходимую поддержку и смогут решить его трудности.
Материал подготовила Якунина С. Г., педагог-психолог ОЦДиК.