arrow_back

АНТИРЕКОМЕНДАЦИИ «Как помочь ребенку стать неудачником»

Произносите следующие фразы как можно чаще.

«Как ты мне надоел» И варианты этой фразы: «Как ты меня достал!», «Как я от тебя устала!»

Дети действительно порой доводят нас до «белого каления», и эмоции вырываются из-под контроля. Понятно, что с детьми в таком тоне разговаривать не следует, но, к сожалению, довольно часто в порыве раздражения, родители произносят эти грубые, унизительные для каждого ребенка слова. Порой настолько не хватает сил, чтобы сдержаться, что мы превращаемся… чаще всего — в собственных родителей. Мы кричим детям те самые слова, которые так больно ранили нас в детстве.

«А я в твоем возрасте умела это делать!»

Не стоит делать акцент на вашем превосходстве, подчеркивать, что вам легче давалось обучение чтению и вы раньше научились плавать. Вы с вашим ребенком — не соперники. Он понимает, что вы сильнее и больше умеете, потому что вы — взрослая, он хочет учиться, подражать вам, чтобы стать «как мама». Если же вы сильнее, умнее, способнее были всегда, даже когда не были взрослым, то ребенок может спасовать и потерять надежду со временем догнать вас. Расскажите ребенку с какими сложностями вы сталкивались, какие чувства испытывали. Это очень сблизит вас, вселит в него гордость за вас и веру в себя. Например: «Знаешь, я тоже много падала, когда училась ходить на лыжах. Даже думала, что никогда не научусь. Но это была моя мечта и я решила тренироваться каждый день. Даже подушку привязывала под куртку! Через пару недель уже почти не падала. И у тебя получится! Вместе скоро покатаемся».

«Не бери с собой игрушку, потеряешь!»

Вам, наверно, приходилось слышать про само сбывающееся пророчество. Это когда вы очень боитесь, что опоздаете кудо-то, и умудряетесь опоздать. Этот же закон с детьми работает почти без сбоев. Дети буквально запрограммированы на то, чтобы осуществлять родительские ожидания. Скажите ребенку, уверенно крутящему педали двухколесного велосипеда: «Осторожно, упадешь!» — и непременно вскоре услышите грохот. Но если скажете: «Я боюсь, что ты упадешь!» — результат будет другой. Малыш сделает все, чтобы вас переубедить. Используйте так называемые «Я-сообщения», чтобы предупредить малыша о возможных рисках или последствиях его действий. Поэтому лучше сказать так: «Я предлагаю оставить игрушку в дома — боюсь, что на прогулке она может потеряться. Что ты думаешь об этом?»

«Ты должен гордиться и быть счастлив!»

И уточняем: «Счастлив, от того, что у тебя есть братик или сестричка… что ты будешь учиться играть на скрипке…»

Мы хотим видеть наших детей счастливыми. Но даже самый счастливый ребенок может время от времени испытывать амбивалентные чувства. Дети (как и взрослые) способны любить и ненавидеть одновременно. Но многих из нас с детства научили считать грусть, обиду, зависть, гнев плохими, неправильными. Особенно трудно бывает принять даже собственные «раздвоенные» чувства. Мы часто отрицаем сложности и противоречия, стараясь себя убедить в том, что в нашем восхищении нет ни капли зависти, в дружбе не может быть соперничества и конкуренции, а по отношению к собственным родителям мы испытываем сплошь любовь и благодарность.

«Ты что – тупой?!» и вариации: глухой, ленивый, и даже еще более грубые слова – дурак, идиот и т. п.

Употребление таких фраз – прямой путь к навешиванию ярлыков, которые, в свою очередь, ведут к развитию у ребенка тревожности, неуверенности в себе, замкнутости и даже жестокости по отношению к другим. Дети копируют наше поведение, и будучи подвергнутыми сарказму и насмешкам в собственной семье, стараются отыграться на более слабых вне ее.

«С такой учебой тебя только в дворники возьмут!»

Как бы чисто было на планете, если бы все двоечники и троечники действительно брали в руки метлу! Но в реальности все гораздо сложнее. Во-первых, успех в школе не определяет успех в жизни. Ребенок может с трудом разбираться в дробях и исторических перипетиях, но при этом обладать развитым эмоциональным интеллектом и умением договариваться с кем угодно. Благодаря этому бывшие двоечники нередко занимают руководящие должности. Ну а во-вторых, что плохого в профессии дворника? Главное ведь — любить дело своей жизни.

«Не говори ерунды!» и варианты: «Это всё такая ерунда!», «Это всё такие мелочи»

Для ребенка мелочей не существует. В его реальности всё важно. Поэтому если он решил поделиться с вами какими-то переживаниями, что-то рассказать, пожаловаться – постарайтесь отнестись к этому максимально внимательно, серьезно и с уважением. Иначе он может почувствовать себя ненужным и неважным для вас, поскольку отсутствием интереса вы обесцениваете всё, что с ним связано.

Дорогие родители! Всегда помните, что с помощью слова можно сделать многое: обрадовать, разозлить, насмешить, а также причинить боль. Просто постарайтесь исключить эти фразы из вашего лексикона, даже если вы очень устали и не знаете, как можно разрешить ситуацию.

Материал подготовила   Якунина С. Г., педагог-психолог ОЦДиК 
При подготовки материал были использованы следующие ресурсы: Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком Как?»