Вопрос-ответ

  • live_helpДочери 3 года. Грызет ногти на руках. «Горький лак» не помогает. Разговоры, что это больно/плохо/некрасиво/микробы и т.д. и т.п. ни к чему не приводят. Стоит ли обращаться к психологу с этим вопросом? Обратила внимание, что чаще грызет, когда засыпает, когда смотрит мультик или читаем книжку или когда едем в машине. Получается, что грызет когда находится в состоянии покоя, как я думаю. Вниманием не обделена, в садик пока не ходит. Опасаюсь, что ситуация ухудшится когда она пойдет в сад. Что это может быть и главное - как с этим справиться?

    Сначала консультация невролога, для уточнения неврологического статуса - норма или нуждается в коррекции.

    А пока назначений врача нет, подберите подходящую игрушку: чётки перебирать, можно браслет из крупных бусин, чтобы всегда был на руке, можно было снять и перебрать бусины пальцами, детский эспандер или мягкий мячик, мягкая игрушка с наполнителем антистресс. Ситуация похожа на проявления невроза. Психика с чем-то не справляется. Запрет грызть ногти не поможет в таком случае. Помогает выявить причину переживания и устранить ее. Сделать это самостоятельно сложно, потому что вы, как Мама, вовлечены в процесс, слишком близко к ребёнку.

    Лучше всего попробовать обратиться психологу, но так чтобы часть времени психолог работал с вами, часть с ребёнком. Обычно детские неврозы - это продолжение взрослых неврозов.

    Ребенок перестанет заниматься этим, когда разберетесь про что стресс. Это успокаивающее действие, само по себе оно не так и страшно, но ребёнку нужно для компенсации.

  • live_helpДочери 6 лет и 3 месяца. С сентября этого года перевелись в логопедическую группу, соответственно сменили сад. В новом саду у нее нет друзей (по ее словам), постоянно ругают воспитатели что-она играет отвлекает детей от одевания на прогулку, бегает по площадке, стучит ногами пока засыпает, по моему мнению ведет себя как обычный активный ребенок.
    Дома мне сказала: - Что плохого в игре? Не хочу в сад, там одни правила и злые воспитательницы.
    По моему мнению, воспитателям она "не удобная", они не могут с ней найти контакт, только ругают, она это чувствует и протестует. После сна сидит на стульчике и плачет. Да, она любознательная и у нее неиссякаемый поток энергии, домашние к этому привыкли, в саду не хотят шумного активного ребенка. Как мне правильно выстроить отношения с воспитателями и дочкой?

    Родители должны быть всегда на стороне ребенка, помните об этом. Воспитывать - это не только запреты и наказания, воспитывать - не значит ломать. Ребенку жить в социуме, поэтому взаимодействуем с другими не только на своих условиях, этому нужно учить. Если девочка слышит только то, что хочет и делает только то, что интересно, то будут трудности и в школе, и во взрослой жизни. Есть риск, что будет чувствовать себя одиноко среди «злых, не понимающих ее людей» и ненужных правил.

    Любите ее, защищайте, но покажите и то, что вокруг есть и другие люди. Что она почувствует, если вы не услышите ее очередную просьбу? Не захотите разделить интересное для неё дело? Будете мешать делать что-то важное? Что она при этом почувствует? Что почувствует по отношению к Вам? Конечно, это вовсе не значит, что нужно быть удобной для всех, но и считаться с другими нужно. Если действительно хотите ей помочь, надо перестать искать тех кто скажет, что все хорошо, и учить ее нормально общаться, учитывая интересы других, понимать что где уместно, как себя вести если хочешь нравиться, и т.д. Тем более возраст уже предполагает понимание подобных категорий.

    Плюс ко всему, дело может быть в особенностях нервной системы ребенка, а не в воспитании. Частично может помочь спорт, он будет рассеивать часть энергии. Но такой спорт, чтобы не возбуждал, а успокаивал - плавание например. Можно попробовать каратэ. Нужна такая деятельность, где ребенку будет разрешено с эмоциями работать. Студия актерского мастерства хорошо работает в этом направлении (высокая эмоциональная активность).

  • live_helpДочь 3 года 2 месяца остро реагирует на замечания. Когда ей начинаешь объяснять, что-то она сделала неправильно, начинает сильно кричать "Ааааа", парралельно со мной, да и не только со мной с любым родным человеком, который делает ей замечание. На прогулке бежит впереди меня, от папы вообще иногда убегает. Слушаться никого не хочет. Даже бабушку с дедушкой не слушает. Что можете посоветовать, чтобы откорректировать подобное поведение у дочери?

    Дети в 3 года - бунтари. Им важно для развития отстаивать себя и говорить нет. Такие дети нуждаются в большом просторе для экспериментов со своими возможностями. При этом рискуют. Родителям важно организовывать для них возможность как можно больше проявлять самостоятельность, в остальных ситуациях не требовать послушания, а просто брать контроль в свои руки. Такой ребенок бастует против подавления. С ними можно только договариваться, причем заранее. Если вы не уверены, что ребенок с Вами согласился бессмысленно его ругать. Старайтесь не наказывать, не кричать, спокойно и терпеливо проговаривать то, что ребенок игнорирует. Например, после того, как истерика закончилась и ребенок спокоен. Или как вариант, периодически проговаривайте какие-то основные правила, которым должен следовать ребенок. Это кризис трех, почитайте про него. Его можно только переждать. Классический кризис 3х лет.

  • live_helpМоей дочке 1 год 11 месяцев, и у нас проблемы со сном. Я её качаю до сих пор! Раньше на руках, теперь в кроватке, но я никак не могу отучить именно от этого укачивания. Она отказывается засыпать по-другому. Два месяца мы ходим в садик. Все дети ходят до вечера, а мы до обеда! Я надеялась, что она по примеру других детей научится сама спать. Но нет!!! Она два раза устроила истерику в саду, и больше мы не пытались. Врач посоветовала попить валерьянку. Попили месяц. Ничего не изменилось. Я пробовала постепенно уменьшать амплитуду качания - она просто встаёт, если качаешь тише, чем она привыкла. Ложилась с ней рядом, пела песни, читала сказки, разговаривала, гладила её, уходила из комнаты. Реакция одна - она стоит, кричит и плачет. И поплачет - перестанет - это не про нас! Она будет плакать, и плакать час. Видно, что хочет спать, но категорически отказывается переместиться в горизонтальное положение.

    Есть привычное засыпание, стереотип. Как убрать привычку? Подменить ее другой привычкой. То есть, вместо того, чтобы все «убрать», надо сначала «добавить». Например: качать и слушать колыбельные или аудиосказки (лучше подходят без музыкального сопровождения, с низким мужским голосом). Или качать и обнимать игрушку. А уже когда сформируется новая привычка (недели 2-3), начинать убирать качание. Начинаете укладывать с двумя "компонентами", но качание прекращаете чуть раньше, когда ребенок уже начинает "проваливаться в сон". На другой день попробовать еще пораньше, если не будет возражать. Потихоньку дойти до - "минутку покачаю, а потом будешь слушать сказку" и до - "давай послушаем сказку и будем спать". На самом деле, ребенку надо просто несколько раз почувствовать, что заснуть можно и без качания, что это вещи несвязанные. Это не патологическое состояние, просто стереотип на засыпание, сформированный на протяжении жизни ребенка.

  • live_helpМожно ли с помощью кружка (кружковой работы - внеурочная деятельность) исправить речь?

    Правильный выбор кружков и секций поможет ребенку не только преодолеть речевые нарушения, но и улучшить память, внимание, моторику и, что очень важно, поведение.

    СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности): плавание, фигурное катание. Секции с двигательной активность по четким правилам.

    Дизартрия: ЛФК, аэробика, гимнастика, игра на духовых музыкальных инструментах, вокал, лепка, хореография, лего-конструирование (если есть проблемы с ориентацией в пространстве).

    Ринолалия: вокал, игра на духовых музыкальных инструментах.

    ЗРР (неговорящие детки 2-3 лет): логоритмика.

    Вместе с логопедическими занятия, а не вместо.

    Общее недоразвитие речи: логоритмика, лего-конструирование (или любое другое, где требуется делать что-то по схеме), театр. Речевые кружки. Кружки на общее речевое развитие: где учатся согласовывать слова, пополняют словарь, составляют рассказы-пересказы...

    Заикание: вокал, танцы, логоритмика, ЛФК.

    Если у ребенка нет каких-то нарушений (или заключение еще не вынесли), но есть трудности в чем-то, то кружки тоже могут помочь:
    - Проблемы с моторикой (неуклюжие, часто падают, не умеют ездить на велосипеде, плохо бегают-прыгают, все цепляют и т.д.): гимнастика, ЛФК, аэробика, танцы. Если плохо работает руками - лепка, рисование.
    - Часто отвлекаются, не могут сконцентрировать внимание: лего-конструирование, нетрадиционное рисование, шашки (или то, что заинтересует и поможет высидеть занятие, не отвлекаясь).
    - Ребенок очень тревожный, часто плачет по пустякам: плавание, рисование. Но лучше сначала проконсультироваться с педагогом-психологом.

    Танцы, музыкальные инструменты, логоритмика, гимнастика будут полезны всем.

    А вот на обучение чтению, иностранные языки, ментальную арифметику и прочие «хитровыдуманные» кружки отдавать не советую. Не нужны такие кружки в 4-6, если у ребенка есть какие-то проблемы с речью, памятью, вниманием, если есть ЗПР. Не нужны. Они не помогут, а навредят. А вот танцы, гимнастика и прочие двигательно-творческие помогут.

    Если есть проблемы с речью - сначала к логопеду, потом уже вторые и третьи языки учить.

  • live_helpПодскажите что делать, если у сына все время открыт рот?

    Для начала надо понять, из-за чего это происходит.
    1. Слабые мышцы.
    Рот может быть открыт из-за того, что жевательные мышцы, круговая мышца рта слишком слабые, вялые. Из-за этого ребенок не может удерживать рот закрытым.
    Признаки:
     - Губы плохо двигаются во время речи, большинство звуков произносятся непонятно. Во время речи язык может просовываться между зубами.
     - Ребенок плохо ест, не любит твердую пищу, отказывается от мяса. В младенчестве он мог часто давиться, срыгивать, плохо брать грудь, очень долго есть.
     - Часто сопровождается обильным слюнотечением.

    Что делать:

     -  пройти обследование у невролога, логопеда, ортодонта, ЛОРа.

     - есть твердую пищу (морковь, яблоки, сухари, мясо..).

     - делать гимнастику для укрепления мышц, логомассаж.

     - тренировать мышцы жеванием резиновой спринцовки (коренными зубами). Спринцовку покупать в аптеке, самую маленькую (если ребенок старше 2-3 лет, то можно и больше).

     - после консультации ортодонта - использовать специальные трейнеры для миофункциональной коррекции.

    2. Ротовое дыхание.

    Признаки:

     - Ребенок дышит ртом.

     - Частые простудные заболевания, нос забит. Могут быть аденоиды.

     - Речь "в нос".

     - Синяки под глазами, вытянутое лицо.

    Что делать:

     - пройти полное обследование у ЛОРа, ортодонта, логопеда, невролога.

     - лечить причину - ЛОР-заболевание.

     - учить дышать носом (как - покажет и расскажет логопед).

     - если нет противопоказаний, то использовать трейнеры (назначает ортодонт).

  • live_helpРебенку 3 года, если начинается истерика, проявляет агрессию. Может сам себя ударить, тем, что в руке, или начинает царапать себе шею. В саду на третьей неделе начал на детей кидаться с дракой. Как помочь ребенку справиться с агрессией?

    Консультация невролога обязательна, для уточнения неврологического статуса - норма или нуждается в коррекции. Чаще всего таким деткам нужно микро коллективы. То есть 10-12 человек в группе. Коррекционно-развивающие занятия у педагога-психолога обязательны, чтобы снять агрессию посредством игр. (с аутоагрессией - царапает себе шею, работает педагог-психолог). Дома проговаривать и обыгрывать такие ситуации: - Деткам может больно, так не хорошо делать. (Слово «нельзя» не применимо.)

    Рекомендую приобрести простую маленькую лавовую лампу, можно мыльные пузыри, подсказка "Ветерок"- практика по дыханию, варианты с рисунками - Обнимите меня, Хочу побыть один, Хочу почитать любимую книжку и т. д. Все ситуации в подсказках обыгрываем в игре, сюда же всякие «мялки» для рук и резиновые игрушки, которые можно сжимать и тянуть. Так же подойдут игрушки с гидрогелем внутри. Важно что бы в такие минуты рядом был взрослый, который отсечет момент перед взрывом агрессии и предложит альтернативу.

  • live_helpСыну 5 лет, три месяца назад ребёнок перестал прилично себя вести: на прогулке, у меня на работе, не даёт общаться с другими людьми. Начинает перебивать, говорить посторонним людям: уходите, я сейчас вас ударю. Записались к логопеду, он там просто не занимается. Сидит и все. На мои разговоры не реагирует. Тихо и спокойно ведёт себя только в детском саду. Что делать?

    Все хорошо, ваш ребенок проходит нормальные стадии развития. Он проверяет границы дозволенного, пробует свои силы, проявляет лидерские наклонности, в какой-то степени и Вас проверяет на безусловную любовь, независимо от того, как он себя повел. Почитайте про "я" высказывания, это важно, говорите ему о своих чувствах, но без посторонних. Например: "Сыночек, я очень тебя люблю, и знаю, что ты можешь вести себя иначе в этой ситуации. Мне будет очень приятно, если ты дашь мне и т. Оле поговорить". Все без "не".

    Попробуйте уделять ему время. Только ему. Минут 20 чистого времени игры с малышом в то, во что хочет он сам. Больше обнимайте его, говорите, как Вы его любите. Мы, конечно, все это делаем, но бывает, что деткам этого недостаточно, некоторым нужно больше контакта со значимыми взрослыми. По поводу покричать, пошуметь, побегать - детям это нужно. Особенно мальчикам, они более активны и энергичны, им нужно выплескивать энергию-раз и агрессию - два. Договоритесь, что у него будет возможность покричать, побуянить в каком-то определенном месте: в парке, например, побегайте с ними с криком: "Аааа, догонююю!!!, выведите его тоже на крик, пусть выплеснет все.

  • live_helpУ моего сына с раннего возраста (1,5 года) стоял диагноз ЗПРР, позже диагноз сменился сенсо-моторной алалией. Но так как о диагнозе узнали рано, успели многое восполнить при помощи психолога, логопеда - дефектолога и невропатолога. К семи годам мой сын бегло читает, считает, пишет , в целом ничем не отличается ( а где то и обгоняет) от сверстников. После коррекционной группы в саду, было принято решение, что ребенок готов посещать обычную школу. С успеваемостью проблем нет, как и с дисциплиной. Все бы ничего, но у нас образовался просто огромный провал в социализации, просто не умеет общаться с другими детьми (да и со взрослыми порой), по уровню развития социализации примерно как трехлетний, в саду это не бросалось в глаза так как все были примерно одного уровня, а вот в школе... Дети его не обижают (с его слов) но часто смеются над ним, а он от этого плачет. Как помочь ребенку?

    У вашего ребенка эмоционально-волевая сфера не дозрела. Так часто бывает у детей с задержкой. Т. к. при коррекции часто делается упор на интеллектуальную сферу. Вам нужен педагог - психолог, который занимается коррекцией эмоционально волевой сферы с обязательными групповыми занятиями, они как раз и направлены на взаимодействие с другими людьми. Обязательно обсудить ситуацию с классным руководителем, чтобы он формировал класс и формы взаимодействия в нем. Как вариант подключить родительский комитет для сплочения детского коллектива путем различных мероприятий с детьми.

    Организуйте ситуации общения, зовите детей в гости (не обязательно одноклассников), обсуждайте с ребенком, во что и как он будет играть, что делать и т.п. Читая книги или смотря мультфильмы и фильмы можно обсуждать причины и последствия действий героев. Главное, поддерживать сына, остальное приложится.